«Санкционные качели» Вашингтона вынуждают Пекин искать более надежных партнеров


					«Санкционные качели» Вашингтона вынуждают Пекин искать более надежных партнеров

Ситуация вокруг строительства газопровода «Северный поток-2» получила неожиданное продолжение. В поддержку реализации проекта выступил Пекин. Он «заступился» за Москву и Берлин, подвергнув резкой критике политику Соединенных Штатов, которые по-прежнему препятствуют созданию нового газового хаба, который обеспечит прямые поставки «голубого топлива» из РФ европейскому потребителю.

Поводом для критики послужили «письма счастья», которые посол США в Германии Ричард Гренелл разослал представителям немецких концернов, которые строят СП-2 вместе с Россией. Посол призвал бизнесменов отказаться от участия в проекте, пригрозив санкциями в случае «неповиновения».

 

Реакция представителя МИД КНР Хуа Чуньин на произошедшее была эмоциональной. «США и другие страны должны уважать право компаний самостоятельно принимать решение о сотрудничестве с компаниями из других стран (в том числе и в вопросе строительства Северного потока-2), а не бросаться в кусты после грозного оклика из-за океана», - подчеркнула дипломат.

 

Президент Российско-Китайского аналитического центра Сергей Санакоев считает, что КНР использует ситуацию вокруг строительства СП-2 в первую очередь для того, чтобы «продемонстрировать свою принципиальную позицию: американское политическое давление и санкции не должны быть инструментом для подрыва экономик других стран и экономического миропорядка в целом».

 

С другой стороны, Поднебесная отчетливо осознает, что тоже может попасть под «санкционный удар» Вашингтона, отмечает обозреватель интернет-портала «Большая Азия» Олег Мироненко. Это обусловлено тем, что сегодня Китай импортирует из США сжиженный природный газ, и вынужден просчитывать все экономические риски, связанные с этим крайне нестабильным партнерством, считает Мироненко. «Пекин подходит к ситуации вокруг Северного потока прагматично, проявляя солидарность и с Москвой, и с Берлином, которые остаются его важнейшими торговыми партнерами», – говорит Мироненко.

 

К тому же, как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, критика в адрес американского руководства позволит Китаю «набрать дополнительные очки для дальнейшего партнерства с Россией» - ведь она в ближайшем будущем она может стать главным газовым экспортером Поднебесной.

 

Речь – о «Силе Сибири», которая остается приоритетным энергетическим проектом двух государств. Новый газовый хаб предусматривает поставки российского голубого топлива с месторождений Восточной Сибири на экспорт в Китай. Причем, заявленных мощностей трубопровода хватит не только на обеспечение российским сырьем отдаленных китайских провинций (Хэбэй, Цзянсу и Тяньцзиня), но и крупнейших городов КНР – таких как Шанхай. Первые поставки российского сырья ожидаются уже в декабре этого года.

 

Ситуация вокруг строительства второй очереди газопровода – «Силы Сибири-2» – немного сложнее. Задача нового хаба (ранее проект носил название «Алтай») предполагает поставки российского сырья по «западному маршруту». Соглашение о строительстве трубопровода было достигнуто еще в 2006 году в рамках визита президента России Владимира Путина в Пекин. Изначально планировалось реализовать проект уже к 2011 году, однако из-за финансовых и технологических сложностей он был отложен. Вместе с тем, эксперты не исключают, что России и Китаю все же удастся достичь взаимовыгодных энергетических договоренностей в этом вопросе в ближайшем будущем.

 

Кроме того, завершается подготовка комплексного технико-экономического обоснования проекта развития совместных российско-китайских транспортных коридоров – проектов «Приморье-1» и «Приморье-2». Они подразумевают создание так называемых «морских магистралей», включающих в себя железнодорожное и морское сообщения. Надо отметить, что для Пекина они будут иметь решающее значение – в первую очередь потому, что отдаленные северо-восточные провинции КНР (Цзилинь и Хэйлунцзян), лишенные выхода к мору, смогут воспользоваться новыми маршрутами для развития торговых связей. Первый транспортный коридор протянется от Харбина до Владивостока и Находки, второй соединит провинцию Цзилинь с российскими портами Славянка и Зарубино.  Проект включен в Программу развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке на 2018-2024 годы.

 

Наиболее наглядно «успешность» российско-китайского партнерства демонстрирует статистика. Согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, за десять месяцев прошлого года общий объём экспортно-импортных операций между КНР и РФ составил более $ 88 млрд. Экспорт российских товаров в Китай составил $ 45,487 млрд. Таким образом, доля главного партнера и стратегического союзника

 

Таким образом, становится, очевидно, что Пекин не намерен терять такого выгодного и, главное, надежного энергетического партнера как Москва. А «санкционные качели» Вашингтона, которые, в том числе, могут коснуться и китайских компаний, еще больше способствуют укреплению стратегического партнерства Поднебесной с российскими энергетическими концернами. Что же касается Москвы, то она, в сложившихся условиях вынуждена искать новые форматы сотрудничества с менее политизированными государствами. В этом отношении «разворот на Восток» стал для нее наиболее оптимальным решением. Азиатская игра определенно «стоила свеч».

 

 

 

Источник

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.