Казахстанцы не поняли «модернизацию сверху»


					Казахстанцы не поняли «модернизацию сверху»

В январе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о кинематографии. Документ предусматривает создание Государственного центра поддержки национального кино, который будет определять, какие фильмы производить и пускать в прокат. Предполагается, что полное финансирование получат только картины, «имеющую высокую социальную значимость». Это нововведение – часть программы «Рухани Жангыру» или «Модернизация общественного сознания: взгляд в будущее», принятая по инициативе главы республики в апреле 2017 года. 

План модернизации состоит из шести подпрограмм, самым нашумевшим и противоречивым из которых стал проект перехода казахского языка на латинскую графику. Только на его реализацию в 2018-2019 годах планируется потратить 600 млн тенге. Руководство страны объясняет необходимость латинизации стремлением быть ближе к Европе и сделать казахстанцев конкурентоспособными на мировом рынке. Однако пока заявленные преимущества ощутили не все. Во-первых проект чересчур дорогой – это траты на переписывание документов, книг, учебников, замену названий улиц и учреждений, адаптацию системы образования и.д. Во-вторых, не все население готово переучиваться, особенно старшему поколению будет трудно привыкнуть к латинской графике. К тому же на латинице слова станут в два раза длиннее (для передачи всех звуков казахского языка пришлось ввести дополнительные надстрочные символы), а некоторые – смешнее, теперь морковь пишется как saebiz, а цветок – cicek. Казахстанские СМИ уже успели поиронизировать по поводу языковой реформы заголовками «Мы будем жить в Aqtoebe и писать saebiz», «Н?рс?лтан – Nursultan, а не Nwrswltan – утверждает новая казахская латиница».

По мнению директора Института тюркологии Берлинского университета Барбары Кельнер-Хайнкеле, латинизация – это скорее политический жест, призванный продемонстрировать независимость Казахстана, и связан он со стремлением дистанцироваться от советского прошлого, а не с повышением грамотности.

Реализация других направлений «Рухани Жангыру» тоже вызывает массу вопросов. Складывается впечатление, что чиновники плохо понимают цели назарбаевской программы. Например, в рамках нее в Туркестанской области провели забеги верблюдов, в Павлодарской области организовали чемпионат по ползанию малышей, в Алматинской области по инициативе управления внутренней политики региона на телеканале « Жетысу» запустили спортивно-патриотическое реалити-шоу про боксеров «Patriot Qazaqstan». А казахский чапан, который атырауская нефтяная компания подарила футболисту Криштиану Роналду, тоже оказался, по словам дизайнера костюма, вкладом в «Рухани Жангыру».

В погоне за выполнением стратегической программы президента Казахстана руководство регионов пытается включить в нее как можно больше мероприятий, пусть они и не совсем соответствуют тематике. Простые граждане Казахстана тоже плохо понимают, для чего нужен проект модернизации общественного сознания и что он должен изменить в их жизни. Как показал видео-опрос (http://www.uralskweek.kz/2018/05/04/slyshali-li-uralcy-o-ruxani-zhangyru-video-opros/) газеты «Уральская неделя», большинство казахстанцев даже не слышало о «Рухани Жангыру».

Между тем, на ее реализацию планируется потратить 54 млрд тенге (более 160 млн. долларов) бюджетных средств до 2022 года. На деле же модернизация оказалась разворовыванием государственных средств. В сентябре 2018 года казахстанское интернет-издание «Басе» обнародовало письмо (https://www.youtube.com/watch?v=ZhuFST7I500) посла Казахстана в Великобритании Ерлана Идриса, в котором он просит казахстанцев, обучающихся или работающих в Лондоне, бесплатно поработать оформителями, гидами и волонтерами на выставке казахстанских художников «Post-nomadic mind» в британской столице. Журналисты отмечают, что это мероприятие было запланировано в рамках программы «Рухани Жангыру», а его кураторами выступили дочери влиятельных чиновников из окружения Назарбаева Алима Буранбаева и Алия де Тизенгаузен. По мнению издания, они то и поделили между собой выделенные на организацию выставки деньги, поэтому послу пришлось просить помощи у соотечественников в Лондоне.

Другой пример – масштабная реконструкция Вознесенского кафедрального собора в Алматы. Впервые после реставрации его открыли на Рождество, окончательно планируют завершить к Пасхе. Оказалось, что восстановление собора, включенного в проект «Сакральная география Казахстана» программы «Рухани Жангыру», ведется за счет пожертвований и спонсоров. Участие государства ограничивается только выдачей разрешений на изменения в плане.

В ряде регионов рьяная «модернизация сознания» привела к росту националистических настроений и ущемлению представителей нетитульной нации. Так, власти Павлодарской области активно препятствуют поступлению казахстанской молодежи в российские университеты. В апреле прошлого года преподаватели Новосибирского государственного технического университета приехали в Павлодар для проведения тестирования выпускников школ, которые хотели бы поступить в НГТУ. Однако мероприятие было сорвано, так как представители университета были задержаны сотрудниками полиции по подозрению в коррупции. Через некоторое время управление образования области настоятельно рекомендовало организатору тестирования, общественному объединению «Славянский культурный центр», прекратить отбор кандидатов для поступления в вузы России. Директор школы №6, в которой планировалось проводить тестирование, был уволен с формулировкой «несоответствие занимаемой должности».

Запущенная в 2017 году программа «Рухани Жангыру» не прижилась в народе. По прошествии двух лет большинство казахстанцев по-прежнему имеет слабое представление о проекте и не интересуются его целями. По задумке Назарбаева, основными принципами модернизации общественного сознания должны были стать конкурентоспособность, рациональность, прагматизм и эволюционное развитие. «Ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом», – подчеркнул президент.

Как отмечает кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы КазНУ им. аль-Фараби Гульнара Исмуханова, «Рухани Жангыру» оказалась ориентированной больше на прошлое, чем на перспективное развитие. «80% казахстанских фильмов, книг, научных исследований, общественных дискуссий, рефлексии посвящены прошлому, настоящему и будущему – не более 20%. У нас нет фильмов о сегодняшнем дне, нет литературных произведений и песен о настоящем, наконец, нет идеологии, ориентированной на «здесь и сейчас», – обращает внимание эксперт. – Авторы «Рухани Жангыру» должны были устранить это системное противоречие. В программе есть множество прогрессивных зерен – очевидно, что казахстанская власть осознают неизбежность перемен. Однако ряд проектов, заявленных в программе, например, «Сакральная карта Казахстана», «Туган жер» опять-таки обращены в прошлое, к корням».

Вместо модернизации получилась пропаганда казахской исключительности. Издержками заявленной Назарбаевым политики многовекторности стали перегибы по отдельны направлениям «Рухани Жангыру», а также под эгидой программы активизировать националистические настроения в Казахстане. Главный недостаток этого многообещающего проекта – отсутствие идеи, которая сплотила бы всех жителей Казахстана, вне зависимости от их национальной принадлежности. Пока же понимания и тем более принятия «модернизации сверху» у населения нет, казахстанское общество разрознено, а «духовный и интеллектуальный прорыв» неощутим.

Источник

© Все права защищены и преследуются по закону. Допускается использование информационных, текстовых, фото и видеоматериалов без получения предварительного согласия cod32.ru при условии размещения в тексте гиперссылки с анкором «cod32.ru», открытой для поисковых систем.